Кадастр отходов представляет собой основной государственный документ, в котором содержится вся информация, касающаяся утилизации, захоронения и вторичной переработки промышленных и бытовых отходов. Эта информация необходима для оптимизации защиты природных ресурсов и стабилизации экологической ситуации в нашей стране.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что представляет собой кадастр отходов;
- Какая в нем содержится информация;
- Особенности ведения кадастра отходов на основании данных представляемой предприятиями всех форм собственности отчетов;
- Кто предоставляет данные для формирования кадастра;
- Отличие регионального кадастра отходов от государственного.
Кадастр отходов – это сводный каталог всех видов бытовых и промышленных отходов, который рекомендуется вести по единой схеме всем российским компаниям, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности. Разработка и внедрение этого отчета регламентирует ФЗ, который на государственном уровне регулирует захоронение промышленного мусора и ТБО. Порядок составления этой формы отчетности утвержден Правительством РФ, а контроль за ее предоставлением и достоверностью содержащихся в ней данных возложен на регионы.
Для чего нужен кадастр отходов?
Все промышленные предприятия нашей страны должны вести учет отработок – так называют отходы производства, которые подлежат утилизации и захоронению. В сводном кадастре содержится их перечень, равно как и перечень тех компаний, которые занимаются отработками. Эти данные позволяют:
- Заняться подготовкой проведения мероприятий по охране природных ресурсов на государственном уровне;
- Разработать запуск новейших прогрессивных технологий переработки отработанного сырья;
- Наметить основные направления государственной экологической политики;
- Выявить «узкие» места в сохранении природных богатств страны.
Регулярное изучение кадастра отходов позволяет местным экологическим службам устанавливать оптимальные лимиты наполненности полигонов ТБО, что полностью исключит их угрозу для окружающей среды. Данные этого сводного документа позволят им принять окончательное решение о закрытии деятельности той или иной мусорной свалки или, наоборот, о выделении средств на наращивание ее объема, а также на открытие нового полигона утилизации отходов.
В Кадастре отходов нашей страны содержится следующая информация:
- Наличие промышленных отработок у каждого зарегистрированного в Едином реестре субъекта хозяйствования, их объема, происхождения, структурного состава и класса опасности, к которому они относятся.
- Условия временного размещения на предприятиях всех форм собственности остатков сырья от их деятельности или бытового мусора, особенности их доставки к местам захоронения.
- Включение в производство прогрессивных технологий вторичного использования отработок, полного уничтожения бытового мусора;
- Список имеющихся на территории нашей страны свалок с распределением их по классу опасности.
- Утвержденный на государственном уровне каталог классификации промышленных отработок и ТБО.
- Сводные данные о наличии уже внедренных технологий вторичного использования отходов производства или их части.
- Данные об используемых специализированными компаниями способах повторной обработки или отправки в утиль отработанного сырья.
Вся вышеперечисленная информация позволяет пользователям рассматриваемого нами Кадастра систематизировать данные о наличии и объеме накопившегося мусора во всех регионах нашей страны. Также можно проводить анализ того, насколько эффективными оказались проведенные природоохранные мероприятия, и оценивать действенность внедренных частными компаниями способов утилизации отходов и их вторичной переработки.
Как правильно вести кадастр отходов?
Данные, необходимые для формирования Кадастра отходов, должны подавать юридические и физические лица-предприниматели, особенность деятельности которых подразумевает образование промышленных отработок или бытовых отходов. Для этого предусмотрена специальная форма отчетов, в которых должны отражаться следующие данные:
- Объем перевозки отработок;
- Адреса временных и постоянных хранилищ;
- Предельные нормы по каждому виду отходов, наличие превышения по ним;
- Ежемесячный объем отработок и скопившегося бытового мусора;
- Методики и технологии, используемые для работы с отходами;
- Дата и номер лицензии на осуществление деятельности по утилизации отработок и ТБО.
Юридические и физические лица, которые подают эту отчетность, считаются природопользователями. При регистрации им присваивается уникальный номер, под которым они могут вести свою деятельность по разным адресам. Отчет по отработкам и ТБО подается в электронной форме. Разработкой этой программы занимается Департамент природопользования и Росприроднадзор, которые тесно сотрудничают с местными органами власти. Финансирование ведения Кадастра отходов обеспечивает Министерство охраны природных ресурсов РФ.
Кто формирует кадастр отходов?
Электронный отчет, данные которого необходимы для формирования Кадастра, юридические и физические лица подают ежеквартально, ежегодно. Периодичность подачи определяется местными органами власти. Подавать его должны:
- Предприятия всех форм собственности, в процессе деятельности которых происходит накопление промышленного или бытового мусора;
- Компании, занимающиеся транспортировкой, обезвреживанием, захоронением и утилизацией отработок;
- Компании, занимающиеся сбором и переработкой вторсырья;
- Государственные органы экологического надзора и прочие госструктуры.
Данный отчет подается в местные отделения Росприроднадзора так часто, как это предусмотрено в данном регионе. Вместе с отчетом дополнительно подается пакет документов, куда входит:
- Приказ об утверждении норм образования промышленных отходов и лимитов на его размещение;
- Документ, подтверждающие занятие тем видом деятельности, в результате которой образуется промышленный или бытовой мусор;
- Расчет налога за негативное воздействие на окружающую среду и копия документа, подтверждающего его оплату;
- Копии договоров на транспортировку, утилизацию и захоронение отходов, заключенные со специализированными компаниями.
Данный пакет документов подается в отделения Росприроднадзора ежегодно. Содержащиеся в нем данные подлежат включению в Кадастр.
Региональный кадастр отходов
Региональный кадастр отходов формируется на основе единого центрального реестра. Для каждого региона пишется отдельная программа, в которую включены:
- Требования к предоставлению отчетности для его заполнения;
- Места размещения мусора и промышленных отработок;
- Перечень предприятий, утилизирующих отходы, и компаний, занимающихся их вторичной переработкой.
На основании этого документа осуществляется региональный контроль за местами размещения мусора, а также утилизацией, обезвреживанием и захоронением отходов. Его данные используются для разработки мероприятий по рациональному использованию ресурсов и сохранению природных богатств страны.
Рекомендуем материалы по теме:
- Как оформлять совместные документы
- Создание электронного архива документов
- Как оформить выписку из документа
Материалы, которые помогут избежать штрафов и ошибок в работе:
Памятки по инструктажам по охране труда
10 памяток с правилами и посдказками, чтобы разобраться, как, когда и с кем проводить инструктажи по охране труда по актуальным правилам.Большая подборка образцов журналов учёта
Книги и журналы учёта кадровых документов и процедур по охране труда и гражданской обороне, которые должен вести каждый работодатель.Идеальный образец согласия на обработку персональных данных
Шаблон согласия на обработку персданных, одобренный юристом.Образцы записей в трудовую книжку
7 образцов записей в трудовую для самых распространенных кадровых процедур.Обязательные документы по пожарной безопасности
Приказы, журналы, графики, памятки и дургие документы, чтобы выполнить все трубования по поарной безопасности в организации.